Откуда прилетел Челябинский метеорит и почему его невозможно было засечь

В годовщину падения небесного тела астрофизик рассказал, из чего состоит болид, в чем его ценность для науки и почему от него невозможно было защититься

Когда жители Челябинской области увидели в небе вспышку, многие подумали, что это пролетела ракета. А ученый Сергей Замоздра сразу понял, что это был метеорит.

— 15 февраля 2013 года. Стою у окна. Ощущение от вспышки — будто машина моргнула дальним светом. Сразу понял, что это метеорит. Тем более, буквально накануне рассказывал студентам о таких явлениях… Сразу побежал к окну на другой конец учебного корпуса, чтобы проследить след от падающего болида. Звоню шефу, чтобы рассказать о «пришельце», и в этот момент приходит ударная волна. Интуитивно хватаюсь за оконную раму, чтобы не вылетела. Окно буквально тряслось у меня под ладонью, — рассказал в эфире радио «Комсомольская правда» доцент кафедры теоретической физики ЧелГУ, кандидат физико-математических наук Сергей Замоздра.

— Многие сошлись во мнении, что нам крупно повезло?

— Как посмотреть. Это и везение, и невезение одновременно. Невезения очевидны. Пострадали люди. Есть травмы, шок. Материальный ущерб. Возможно, были и отдаленные последствия — у кого-то проявились, например, хронические заболевания.

Везение в том, что у нас появился шанс для детального исследования этого космического тела. Прежде считалось, что угрозу представляют космические объекты размером более 100 метров. Наш был «всего» 18, и такие разрушительные последствия. Сразу появились дополнительные средства, активизировалась исследовательская работа.

— Кстати, откуда, из какой Галактики, болид к нам прилетел?

— Ждать метеорит из далекой Галактики не стоит. У нас в своем доме, в нашей Солнечной системе, хватает таких «булыжников», — их известно уже около полумиллиона. Телескопы становятся лучше, и нам удается находить еще больше таких метеоритов. В космосе им тесновато. Они периодически сталкиваются. И один из таких осколков прилетел к нам на Южный Урал.

— Ученые и ракетчики, получается, проморгали метеорит?

— Его скорость была очень высока (18 км/сек — прим. ред.), и наши средства защиты, думаю, не рассчитаны на фиксацию такой скорости. Тем более, метеорит летел из-за горизонта, со стороны восходящего солнца. Был очень слабо заметен. Поэтому проморгали.

ПОЧЕМУ МЕТЕОРИТ ТЕРЯЕТ В ВЕСЕ

— Прошло уже четыре года. Наш метеорит еще продолжают изучать или уже все понятно?

— Я не думал, что исследования будут продолжаться так долго. Если брать Тунгусское явление, то какие-то фрагменты найти не удается. Скорее всего, это была комета, которая взорвалась над Землей и испарилась, превратившись в пыль. Там, фактически, нечего изучать.

У нас же осталась куча камней. Их пилят, режут. Изучают магнитные свойства, воздействие ударных волн, химические свойства.

Болидом называют само свечение. А на Землю падают фрагменты метеорита. Главное тело упало в озеро Чебаркуль. Образовалась 8-метровая воронка. Размер тела — порядка 80 сантиметров.

— Правда ли, что метеорит, который сейчас выставлен в Челябинском областном краеведческом музее, постепенно теряет в весе, усыхает?

— Для меня это тоже стало неожиданностью. Полагал, что метеорит — это монолит. Оказалось, в нем также есть поры. Они и вобрали в себя влагу из озера Чебаркуль, куда упал метеор. Влага постепенно испаряется. Не удивлюсь, что «пришелец» потерял в массе 10-20 кг.

КАК ОТЛИЧИТЬ МЕТЕОРИТ ОТ ПРОСТОГО КАМНЯ

— За минувшие четыре года на Землю что-то подобное еще прилетало?

— Чего-то сравнимого не было. Есть случаи падения в Европе, в Хакасии, в Бурятии. Единственное могу сказать, что буквально в прошлом году в Аргаяшском районе Челябинской области селяне нашли довольно крупный, весом за пять кило, обломок метеорита. Его возраст больше 100 лет.

— А как отличить космические осколки от земных камешков? Что посоветуете?

— У таких осколков сверху есть особая корочка. Как у подгоревшего пирога из духовки. Возьмите его в руку. Плотность очень высокая. Такие куски тяжелее, к примеру, угля в три-пять раз.

Посмотрите на сколы. Там должны быть видны небольшие светлые зернышки. Диаметром не больше миллиметра

— Из чего состоит наш Челябинский метеорит? Из газа, изо льда?

— Скорее всего, из каменистого материала. Это называется хондры — древнейшее вещество, из которого рождались планеты. Своего рода застывшие капельки. Они слиплись, спеклись, ужались. Возраст таких кусочков — миллиарды лет.

— Сколько сегодня стоят кусочки метеоритов? Каков прайс?

— Наш челябинский метеорит оценивают примерно 500 рублей за грамм. Цена крупных, тяжелых кусков может доходить до миллиона рублей и выше.

— Не материальная ценность…

— Когда такой кусок держишь в руках, ощущаешь связь с космосом, с какой-то вечностью, бесконечностью. Это дорогого стоит. Если бы у меня было достаточно средств, я бы, наверное, занялся коллекционированием таких камней.

— Наверняка, у вас, как у исследователя, есть кусок Челябинского метеорита?

— Да, я находил осколки во время научной экспедиции. Это азарт похлеще, чем на охоте. Тем более, был февраль. Сугробы. Находил лунки-воронки, а на дне — куски метеорита. Вес самого тяжелого примерно 130 граммов. С куриное яйцо.

В ОДНУ ТОЧКУ ДВА РАЗА НЕ ПАДАЕТ?

— По первоначальным сообщениям МЧС, на месте падения метеорита на озере Чебаркуль ничего найдено не было. Почему его обнаружили не сразу?

— Метеорит за пару секунд «пробил» десятиметровый слой ила и дошел до гранитных пород на дне озера. Вошел как нож в масло. Поэтому ничего и не обнаружили. Слишком тяжелые условия для обследования.

— Говорят, если бы метеорит зашел в атмосферу под другим углом, разрушения могли быть более значительными?

— Тогда бы он упал, возможно, где-нибудь в Казахстане.

А вот, если был он был не каменным, как наш, а железо-никелевым, как кусок нержавейки, то упал бы почти целиком. Не сгорел. А кратер был бы куда существенней.

— А какова окончательная мощность взрыва? С чем она сравнима?

— Окончательно объявлено, что 500 килотонн (кт). Это примерно три десятка Хиросим.

— Снаряд в одну точку два раза не падает… Есть вероятность повторения истории в Челябинске?

— Да, есть такое поверье. Но метеориты продолжают падать. Пусть и других размеров. Так что все возможно.

18.04.2024